Когда поймешь, что тебе конец, это и будет началом: "обычная история" бойца, выжившего в джунглях
Музыка. Обязательно должна звучать музыка. Лучшего способа усилить весь драматизм ситуации на найти.
Надо, чтобы кто-то плакал и закрывал руками свое раскрасневшееся от волнения лицо. Вызвать слезы легко – тут нужна неподдельная искренность. Нужно искренне изобразить сочувствие к переживаниям человека.
Ну и взгляд. Красивый, продолжительный и пустой. Стеклянные глаза, за которыми таится бездна в сознании. Они как бы связывают тяжелое прошлое с настоящим. Это тоже важно.
Необходимо точно соблюдать все моменты, иначе красивой истории не выйдет. Банальные вещи никому не нужны. Никакого рейтинга. Никакого интереса.
Бибиано Фернандеса забыли предупредить, что ему нужно быть сердобольным. В воображаемой студии телепередачи о тяжелой жизни он сидит и без всяких лишних эмоций рассказывает свою историю. Повидавшая многое на своем телевизионном веку домохозяйка не одобрила бы такое поведение. Психологический портрет Фернандеса составлен в миг. С ним что-то не так.
"Я понимаю отца. Нас было слишком много, он не мог всех прокормить и должен был от кого-то избавиться". Бибиано совершенно не помнит мать, хотя ему было семь лет, когда она умерла. В его жизни произошло столько всего, что мозг не стал запоминать незначительные мелочи вроде женщины, которая его выносила. Отец пятерых детей совершенно не был готов к такой ситуации и понял, что не сможет одновременно прокормить столько ртов.

Он сам скажет, насколько непростым это было решением. Или может придумать другие красивые оправдания – мол, так было лучше. Отец отправил Бибиано и его братьев и сестер из города Манаус в село. Это было село в джунглях Амазонки.
И такое решение в самом деле было единственно верным.
Никакой правды не существует. Люди просто по-своему интерпретируют происходящие события и называют это правдой. Отец Бибиано может быть одновременно и тем, кто просто испугался ответственности и для упрощения своей жизни принял решение оставить семью, и тем, кто сделал это ради детей. С ним бы они банально не выжили.
Сам Фернандес может быть одновременно и мужчиной, свихнувшимся на почве детских проблем – и мужчиной, обретшим в них невероятную силу.
Бибиано сидит в мягком кресле и рассказывает историю своей жизни с таким выражением лица, будто говорит об обычном походе в магазин. Другие люди стараются передать все свои переживания, рисуют словами яркие картины и дают возможность другим сопереживать. Некоторые не прочь приукрасить свое прошлое. Бибиано Фернандесу ничего придумывать не надо. Не его вина и не его проблема, что люди, глядящие сейчас на него, безо всякого пафоса в словах не могут представить, что этот парень перед камерами, парень с идеально уложенными волосами и двумя слоями грима на лице, пережил такое...
"Почему я должен сердиться на отца?"
Люди гордятся тем, что переросли животных в развитии. Переехав жить к своим родственникам, Бибиано оказался в центре доцивилизационного мира. Он не умел читать и писать, он не имел понятия о деньгах и времени. "Сейчас я даже не могу сказать, сколько лет прожил в джунглях. Может, три, а, может, и больше".

Будущий боец вынужден был жить жизнью животного. Большую часть дня вместе с представителями своего стада он шел на поиски еды. "В основном мы охотились и искали еду в мусорных отходах. Мы ели все, что находили. Я и несколько других людей занимались строительством небольшого убежища, чтобы у нас было где спрятать голову от дождя и окружающей среды". Строительным материалом для нового дома Бибиано и его семьи были ветви деревьев.
Спокойствие, с каким Фернандес рассказывает эту историю, поражает. Те, чьи дети выбирают школу и место для заграничного отдыха, забыли про хорошие манеры и от удивления не закрывают рты вообще. Победитель многих важных турниров и сильный боец ММА, звезда – и такое прошлое. И он так легко об этом говорит. Все дело в том, что детство у человека бывает только одно, он не может судить по другим, насколько оно хорошее или плохое. Бибиано вырос в этих условиях, для него они – нормальные.
В десять лет он подхватил малярию. Болезнь спасла ему жизнь. Когда поймешь, что пришел конец – это и будет началом.
Каждое утро Бибиано просыпался от ужасного озноба. Его трясло. "В джунглях оно как: если ты болен – ты болен. Никаких лекарств нет, остается только верить в лучшее". Спустя полгода страшных мучений тетя убедила отца Фернандеса, что тому лучше вернуться в город.


Ну или как там правильно назвать Манаус. Удивительный город, расположившийся посреди джунглей и в бассейне Амазонки, отличается от близлежащих деревень только большим количеством людей. Его жители занимаются преимущественно тем, что борются с бедностью и за выживание. Они уже не животные, но еще и не те, кого принято называть цивилизованным человеком.
Ради выживания пришлось браться за всякую работу. Он продавал мороженое на улицах, мыл машины, убирался в домах. Тот уверенный в себе победитель тяжелых боев в восьмиугольнике, который держит в руках пояс и слышит со всех сторон аплодисменты и поддержку – это тот же мальчик с грустными, полными отчаяния глазами, что держал табличку на улицах Манауса, предлагая свои рабочие руки.
"В течение двух-трех лет я работал на одну женщину. С самого начала я ей сказал: "Не платите мне денег – просто кормите". Она была несказанно рада такой сделке, согласившись без раздумий. Мне не нужны были деньги, я просто хотел есть". Зачем ему нужен пошлый процесс посредничества?
Однажды, работая уже у другой дамы, Бибиано засмотрелся на то, как неподалеку группа людей занималась какими-то странными вещами. Джиу-джитсу – не самая распространенная вещь в Бразилии, а уж тем более в бедных районах Манауса. Дававшие Бибиано работу хозяева, как правило, любили его за его смелость, покорность и желание работать и часто хотели ему помочь. Эта дама тоже предложила оплатить ему пару уроков.
Тогда еще молодой парнишка не знал ничего про джиу-джитсу. Бибиано не мог даже представить, насколько философия этого вида боевых искусств подходит лично ему. "Не идти на прямое противостояние, чтобы победить. Не сопротивляться, а уступать натиску соперника, направляя его в нужное русло".

Разве не этим он занимался всю свою жизнь?
С детства какой-то невидимый соперник норовил уничтожить Фернандеса, выбрав его для тяжелых испытаний. Он никогда не жаловался на жизнь, принимал все трудности и пытался просто двигаться вперед. Какие цели? Какие перспективы? Каждый прожитый день – счастье.
Один из главных теоретиков джиу-джитсу Сиробае Акаяме построил свое учение на примере ивы, которая в бурю не сломалась, а поддалась силе своего соперника, после чего сумела подняться.
Первые уроки Бибиано понравились. Тренер также остался доволен напором, с которым парень берется за дело. "Но, тренер, у меня нет денег платить за уроки...".
В течение трех следующих лет Фернандес ходил на тренировки бесплатно. Вместо этого он каждый день убирал в зале, замыкал дверь и отдавал ключ матери тренера. Он был одним из самых талантливых бойцов джиу-джитсу в Бразилии и в то же время – фактически крепостным тренера.
Так прошло несколько лет. Однажды после занятия тренер подошел к Бибиано и сказал, что ему больше не надо убираться. "Придет другой мальчик". К тому времени Фернандес уже был сильным бойцом, бронзовым призером чемпионата мира.
Вскоре Фернандес стал чемпионом мира и одним из сильнейших бойцов планеты. В 2004-м он решил попробовать свои силы в смешанных единоборствах, где также добился немалых успехов.

Голос за кадром тихим, спокойным и от этого кажущимся безапелляционным тоном говорит, что судьба сполна отплатила Бибиано за пережитые страдания. Так обычно думают те, кто готов принять жизнь, какой она есть, и плыть по течению. Но только не Бибиано. Он-то как раз доказал, что даже простого человека сломать невозможно. Словно ива из его любимого единоборства, он лишь наклонился под давлением невидимой силы, а потом стал невероятно сильным.
"У меня было немного вариантов для выбора. Мне оставалось только одно: быть хорошим человеком или плохим. Даже в самый трудный момент жизни я не рассматривал другие варианты. Я хотел учиться и тренироваться. Хотел делать правильные вещи. Этот порыв внутри меня, и с ним бесполезно было бороться".
По сценарию история не всегда должна иметь счастливый конец, но она должна быть поучительной. Другой на месте Бибиано закончил бы свой телемонолог красивой, пафосной, многозначительной фразой. Которую обязательно вынесли бы в анонс. Но для него это обычная история. Не сказка. Не кошмар. Не драма. Всего-навсего его жизнь.