Тосканский связной. Как легенда итальянского велоспорта Джино Бартали спас сотни евреев во время Второй мировой войны
НВ рассказывает о легендарном чемпионе велогонок Джино Бартали, который признан Праведником мира. Материал публикуется в рамках информационного партнерства с каналом Eurosport.
Тосканская коммуна Камайоре начала 1940-х годов была не лучшим местом для незваных визитов — Италия все еще находилась под оккупацией нацистского режима. Поэтому Джулия Бакис очень внимательно прислушалась к внезапно раздавшемуся стуку в дверь дома, в котором она пряталась вместе с семьей. Хозяйки не было на месте, и на крыльцо вышла ее младшая сестра. За порогом стоял загорелый мужчина спортивного телосложения с посылкой в руках. Он попросил позвать кого-нибудь из семейства Бакис. Женщина заподозрила в необычном курьере немецкого коллаборациониста и уверенно, насколько позволяло ее самообладание, сказала, что никогда о таких не слышала. Молодой человек попрощался, сел на гоночный велосипед, предварительно спрятав посылку в подседельный штырь, и уехал в обратном направлении.
Лишь годы спустя, после освобождения страны, семья Джулии узнала от одного из участников сопротивления, что незваным посыльным был не кто иной, как Джино Бартали — главная звезда национального велоспорта, а под сиденьем его велосипеда находились поддельные документы, отправленные по поручению кардинала Элиа Далла Коста.
Джино Бартали родился в небольшом флорентийском городе Понте-а-Эма. Он начал увлекаться велоспортом еще в детстве, которое пришлось на период расцвета популярности Альфредо Бинды, доминировавшего тогда в Италии. С раннего возраста Джино стал посвящать все свое время любительским гонкам и возне с велосипедами, грезя профессиональным спортом и победами на больших турнирах.
Первый шанс проявить себя обернулся полным фиаско: Бартали, как и его кумир Бинда, начал свою карьеру с дисквалификации. В 1931 году, через день после того, как Джино исполнилось 17 лет, его сняли с гонки Il Gran Premio degli Aspiranti, якобы за использование мотоцикла во время гонки.

Джино Бартали (слева) на Тур де Франс в 1949 году, фото EPA/UPG
Будучи целеустремленным молодым человеком, Джино не стал зацикливаться на неудаче и реабилитировался в своей первой крупной гонке Милан — Сан-Ремо, финишировав 4-м. В 1935-м состоялся первый профессиональный дебют на Джиро д’Италия в составе команды Frejus. Бартали пришел седьмым, продемонстрировав впечатляющий для дебютанта результат. В этом же году восходящая звезда национального велоспорта одержал победу на чемпионате Италии, подвинув на пьедестале бессменного триумфатора последних пяти соревнований Леарко Гуэрро, к которому Джино вскоре сначала присоединится, а потом и заменит в команде Legnano. Спустя еще год — уверенная и уже не такая неожиданная победа на Джиро.
Казалось, что ничего не может помешать юному феномену праздновать триумф за триумфом, но в семье Бартали случилась трагедия — в велогонке погиб его младший брат Джулио, после чего Джино решает бросить спорт. Вернуться на шоссе его убедил все тот же Гуэрро. Очередной успех не заставил себя долго ждать — уже в следующем Джиро Бартали одержал вторую победу кряду, несмотря на перенесенную накануне пневмонию.
Италия была покорена, пришла очередь остальной Европы узнать о таланте из Тосканы. Несмотря на огромное желание развить успех за пределами родины, Джино не удалось с первого раза выиграть Тур де Франс с его ловушками. Более того, гонка чуть не закончилась для итальянца печально: Бартали упал в реку, сильно ударившись грудью о поверхность воды, поранил руку и повредил колено. Преодолевая боль и десятиминутное отставание от пелотона, Джино удалось добраться до финиша, но продолжать гонку он уже не смог.

Решимость велогонщика так потрясла организатора Тур де Франс Анри Десгранжа, что тот, не сдерживая комплиментов, предвещал ему победу в следующем году. И Бартали не подвел: в упорной борьбе и трудных погодных условиях итальянец опередил всех с преимуществом в пять минут. Вместе с долгожданной майкой желтого цвета, Джино получил негласный титул национального сокровища и международную славу. «Бог», «сверхчеловек» — как только итальянская публика не называла своего героя. Кто бы мог тогда представить себе, что настоящее признание Бартали получит посмертно, спустя 75 лет после французского триумфа?

Джино Бартали (справа) умер в мае 2000 года от сердечного приступа, фото EPA/UPG
Список Бартали
Профессиональная карьера Джино Бартали длилась почти 20 лет — с 1935 по 1954 год, но самый ее расцвет сопровождался войной, фашистской диктатурой и оккупацией. Первая победа на Тур де Франс была омрачена вынужденным отказом от участия в любимом Джиро. Спустя еще год Италия отказалась от участия и в этой гонке, лишив таким образом Бартали возможности защитить титул. Как выяснится позже, за эти годы велогонщик принес своей стране и всему человечеству пользы гораздо больше, чем все его спортивные достижения вместе взятые.
Несмотря на напряженную обстановку в стране и отказ от выступлений на европейских соревнованиях, Италия продолжала жить спортом и боготворить своих идолов. Сам Бенито Муссолини отличался не только имперскими амбициями и тираническими взглядами, но и любовью к футболу и велогонкам. Диктатор настолько ценил талант Бартали, что предоставил спортсмену неограниченную свободу передвижений для тренировок и поддержания физической формы. Получив карт-бланш на беспрепятственные поездки по стране, Джино совмещал полезное с необходимым: не покидая любимого занятия, он стал главным «курьером» службы доставки Итальянского Сопротивления, организованного флорентийским раввином Натаном Кассуто и архиепископом Элиа Далла Коста.
Каждый день вместо тренировки Бартали отправлялся в убежище, где скрывались итальянские евреи и беженцы из соседних стран, собирал их фотографии и отвозил в Пизу местному бухгалтеру Джорджо Ниссиму, который вклеивал их в поддельные документы и отправлял обратно с велогонщиком. Джино прятал «посылки» в корпусе своего велосипеда, пользуясь своим особым статусом: местной полиции не разрешалось останавливать человека с нарицательной фамилией на спине и совершать проверки его транспортного средства, дабы не сбивать регулировку. Бартали также помогал участникам Сопротивления, обеспечивая для них быструю и надежную коммуникацию.
Впрочем, и этим список его деяний не ограничивается. Шломо Голденберг-Пазу было всего девять лет, когда он впервые встретил друга семьи Джино Бартали в 1941 году, поэтому ему запомнились лишь подаренный велосипед и фото с автографом легендарного велогонщика. Но спустя два года во время немецкой оккупации, прячась в подвале квартиры своего кумира во Флоренции, он узнал, что это был не главный его подарок: в течение всего этого времени Бартали помогал и поддерживал их семью.
Джино никогда не распространялся о своей подпольной деятельности и отказывался от интервью, заявляя, что всегда руководствовался лишь собственной совестью и не нуждается в чьем-либо признании. И если бы не Сара Коркос, сотрудница культурно-исторического исследовательского центра в Милане и родственница раввина Натана Кассуто, которая нашла Бартали после войны и уговорила рассказать ей эту историю, упомянув имя старого друга, возможно, мир так и не узнал бы о главном подвиге спортсмена.

Вдова Джино Бартали Адриана и их сын Андреа (справа) вручают британскому гонщику Марку Кэвендишу награду имени Бартали после этапа Джиро д'Италия, 2009 год, фото EPA/UPG
Праведник мира
После окончания войны Джино вернулся в большой спорт и вновь выиграл свой любимый Джиро, а затем и Тур де Франс. Успех во Франции в 1948 году стал особенно значимым: уступая по ходу гонки, Бартали вырвал победу на горных участках, установив очередной рекорд по промежутку между двумя победами длиною в 10 лет. Эта победа стала особенной и для Италии, объединив страну в период беспорядков, когда она находилась на грани переворота.
10 октября 2013 года израильский национальный мемориал Катастрофы и Героизма Яд ва-Ше́м признал Джино Бартали Праведником мира. С сентября 1943-го по июнь 1944-го годов Джино проехал более 700 тысяч километров по стране и спас около 800 человек. «Зачем он это делал? Он был великим спортсменом и считал, что спорт, особенно велогонки, должны учить жизни, иначе они совершенно бесполезны», — сказал на церемонии сын велогонщика Андреа.
В этом году Джиро д’Италия посвящена легенде итальянского спорта, чьи спортивные достижения могут превзойти лишь деянья на благо человечества, и впервые началась за пределами Европы — в Иерусалиме — городе, в котором Джино Бартали будут благодарны всегда.
Следите за бескомпромиссной борьбой и рождением новых героев на Джиро д’Италия вплоть до 27 мая каждый день на канале Eurosport 1.