Тосканский связной. Как легенда итальянского велоспорта Джино Бартали спас сотни евреев во время Второй мировой войны

11 мая 2018, 16:58

НВ рассказывает о легендарном чемпионе велогонок Джино Бартали, который признан Праведником мира. Материал публикуется в рамках информационного партнерства с каналом Eurosport.

Тосканская коммуна Камайоре начала 1940-х годов была не лучшим местом для незваных визитов — Италия все еще находилась под оккупацией нацистского режима. Поэтому Джулия Бакис очень внимательно прислушалась к внезапно раздавшемуся стуку в дверь дома, в котором она пряталась вместе с семьей. Хозяйки не было на месте, и на крыльцо вышла ее младшая сестра. За порогом стоял загорелый мужчина спортивного телосложения с посылкой в руках. Он попросил позвать кого-нибудь из семейства Бакис. Женщина заподозрила в необычном курьере немецкого коллаборациониста и уверенно, насколько позволяло ее самообладание, сказала, что никогда о таких не слышала. Молодой человек попрощался, сел на гоночный велосипед, предварительно спрятав посылку в подседельный штырь, и уехал в обратном направлении.

Видео дня

Лишь годы спустя, после освобождения страны, семья Джулии узнала от одного из участников сопротивления, что незваным посыльным был не кто иной, как Джино Бартали — главная звезда национального велоспорта, а под сиденьем его велосипеда находились поддельные документы, отправленные по поручению кардинала Элиа Далла Коста.

Джино Бартали родился в небольшом флорентийском городе Понте-а-Эма. Он начал увлекаться велоспортом еще в детстве, которое пришлось на период расцвета популярности Альфредо Бинды, доминировавшего тогда в Италии. С раннего возраста Джино стал посвящать все свое время любительским гонкам и возне с велосипедами, грезя профессиональным спортом и победами на больших турнирах.

Первый шанс проявить себя обернулся полным фиаско: Бартали, как и его кумир Бинда, начал свою карьеру с дисквалификации. В 1931 году, через день после того, как Джино исполнилось 17 лет, его сняли с гонки Il Gran Premio degli Aspiranti, якобы за использование мотоцикла во время гонки.

Джино Бартали (слева) на Тур де Франс в 1949 году, фото EPA/UPG

Будучи целеустремленным молодым человеком, Джино не стал зацикливаться на неудаче и реабилитировался в своей первой крупной гонке Милан — Сан-Ремо, финишировав 4-м. В 1935-м состоялся первый профессиональный дебют на Джиро д’Италия в составе команды Frejus. Бартали пришел седьмым, продемонстрировав впечатляющий для дебютанта результат. В этом же году восходящая звезда национального велоспорта одержал победу на чемпионате Италии, подвинув на пьедестале бессменного триумфатора последних пяти соревнований Леарко Гуэрро, к которому Джино вскоре сначала присоединится, а потом и заменит в команде Legnano. Спустя еще год — уверенная и уже не такая неожиданная победа на Джиро.

Казалось, что ничего не может помешать юному феномену праздновать триумф за триумфом, но в семье Бартали случилась трагедия — в велогонке погиб его младший брат Джулио, после чего Джино решает бросить спорт. Вернуться на шоссе его убедил все тот же Гуэрро. Очередной успех не заставил себя долго ждать — уже в следующем Джиро Бартали одержал вторую победу кряду, несмотря на перенесенную накануне пневмонию.

Италия была покорена, пришла очередь остальной Европы узнать о таланте из Тосканы. Несмотря на огромное желание развить успех за пределами родины, Джино не удалось с первого раза выиграть Тур де Франс с его ловушками. Более того, гонка чуть не закончилась для итальянца печально: Бартали упал в реку, сильно ударившись грудью о поверхность воды, поранил руку и повредил колено. Преодолевая боль и десятиминутное отставание от пелотона, Джино удалось добраться до финиша, но продолжать гонку он уже не смог.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Решимость велогонщика так потрясла организатора Тур де Франс Анри Десгранжа, что тот, не сдерживая комплиментов, предвещал ему победу в следующем году. И Бартали не подвел: в упорной борьбе и трудных погодных условиях итальянец опередил всех с преимуществом в пять минут. Вместе с долгожданной майкой желтого цвета, Джино получил негласный титул национального сокровища и международную славу. «Бог», «сверхчеловек» — как только итальянская публика не называла своего героя. Кто бы мог тогда представить себе, что настоящее признание Бартали получит посмертно, спустя 75 лет после французского триумфа?

Джино Бартали (справа) умер в мае 2000 года от сердечного приступа, фото EPA/UPG

Список Бартали

Профессиональная карьера Джино Бартали длилась почти 20 лет — с 1935 по 1954 год, но самый ее расцвет сопровождался войной, фашистской диктатурой и оккупацией. Первая победа на Тур де Франс была омрачена вынужденным отказом от участия в любимом Джиро. Спустя еще год Италия отказалась от участия и в этой гонке, лишив таким образом Бартали возможности защитить титул. Как выяснится позже, за эти годы велогонщик принес своей стране и всему человечеству пользы гораздо больше, чем все его спортивные достижения вместе взятые.

Несмотря на напряженную обстановку в стране и отказ от выступлений на европейских соревнованиях, Италия продолжала жить спортом и боготворить своих идолов. Сам Бенито Муссолини отличался не только имперскими амбициями и тираническими взглядами, но и любовью к футболу и велогонкам. Диктатор настолько ценил талант Бартали, что предоставил спортсмену неограниченную свободу передвижений для тренировок и поддержания физической формы. Получив карт-бланш на беспрепятственные поездки по стране, Джино совмещал полезное с необходимым: не покидая любимого занятия, он стал главным «курьером» службы доставки Итальянского Сопротивления, организованного флорентийским раввином Натаном Кассуто и архиепископом Элиа Далла Коста.

Каждый день вместо тренировки Бартали отправлялся в убежище, где скрывались итальянские евреи и беженцы из соседних стран, собирал их фотографии и отвозил в Пизу местному бухгалтеру Джорджо Ниссиму, который вклеивал их в поддельные документы и отправлял обратно с велогонщиком. Джино прятал «посылки» в корпусе своего велосипеда, пользуясь своим особым статусом: местной полиции не разрешалось останавливать человека с нарицательной фамилией на спине и совершать проверки его транспортного средства, дабы не сбивать регулировку. Бартали также помогал участникам Сопротивления, обеспечивая для них быструю и надежную коммуникацию.

Впрочем, и этим список его деяний не ограничивается. Шломо Голденберг-Пазу было всего девять лет, когда он впервые встретил друга семьи Джино Бартали в 1941 году, поэтому ему запомнились лишь подаренный велосипед и фото с автографом легендарного велогонщика. Но спустя два года во время немецкой оккупации, прячась в подвале квартиры своего кумира во Флоренции, он узнал, что это был не главный его подарок: в течение всего этого времени Бартали помогал и поддерживал их семью.

Джино никогда не распространялся о своей подпольной деятельности и отказывался от интервью, заявляя, что всегда руководствовался лишь собственной совестью и не нуждается в чьем-либо признании. И если бы не Сара Коркос, сотрудница культурно-исторического исследовательского центра в Милане и родственница раввина Натана Кассуто, которая нашла Бартали после войны и уговорила рассказать ей эту историю, упомянув имя старого друга, возможно, мир так и не узнал бы о главном подвиге спортсмена.

Вдова Джино Бартали Адриана и их сын Андреа (справа) вручают британскому гонщику Марку Кэвендишу награду имени Бартали после этапа Джиро д'Италия, 2009 год, фото EPA/UPG

Праведник мира

После окончания войны Джино вернулся в большой спорт и вновь выиграл свой любимый Джиро, а затем и Тур де Франс. Успех во Франции в 1948 году стал особенно значимым: уступая по ходу гонки, Бартали вырвал победу на горных участках, установив очередной рекорд по промежутку между двумя победами длиною в 10 лет. Эта победа стала особенной и для Италии, объединив страну в период беспорядков, когда она находилась на грани переворота.

10 октября 2013 года израильский национальный мемориал Катастрофы и Героизма Яд ва-Ше́м признал Джино Бартали Праведником мира. С сентября 1943-го по июнь 1944-го годов Джино проехал более 700 тысяч километров по стране и спас около 800 человек. «Зачем он это делал? Он был великим спортсменом и считал, что спорт, особенно велогонки, должны учить жизни, иначе они совершенно бесполезны», — сказал на церемонии сын велогонщика Андреа.

В этом году Джиро д’Италия посвящена легенде итальянского спорта, чьи спортивные достижения могут превзойти лишь деянья на благо человечества, и впервые началась за пределами Европы — в Иерусалиме — городе, в котором Джино Бартали будут благодарны всегда.

Следите за бескомпромиссной борьбой и рождением новых героев на Джиро д’Италия вплоть до 27 мая каждый день на канале Eurosport 1.

Показать ещё новости
Радіо NV
X